Международная Японская Ассоциация Каратэдо Крыма

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Этикет и правила поведения в зале

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Цель любого этикета (не только того, который Вы должны соблюдать в зале) — сделать общение комфортным и эффективным. Естественно, что культурные особенности и тематика общения определяли различные пути достижения этой цели, делая этикет дипломатического приема и правила поведения в деревенской бане совсем непохожими друг на друга.

Свои правила сложились и для поведения во время тренировки по каратэ. Принятые в нашей школе, они являются упрощенным вариантом полного этикета: все-таки мы не в средневековой Японии, поэтому некоторые аспекты полного этикета остались бы непонятными и нефункциональными.

Эти правила просты, удобны в повседневной жизни и через очень короткое время воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Их нарушение не является чем-то кощунственным, но всегда неприятно. Представьте себе, что пришедший к Вам гость, громко чавкает за столом и не стесняется вытереть жирные руки о скатерть. Это не значит, что он конченый человек, но ощущение дискомфорта Вам обеспечено, а применительно к тренировке это означает, что вместо получения радости и удовольствия Вы тратите силы на борьбу с раздражением.

Итак, собственно как же вести себя в додзё (помещении для тренировок см. словарик)? Ниже рассказывается об этом в виде вопросов и ответов.

Как войти в зал?
Как начинается тренировка?
Что делать, если я опоздал(а)?
Кто старше?
Я не понимаю, как правильно… Что мне делать?
Как подойти и спросить о чем-то старшего?
Если меня подозвал инструктор, как себя вести?
Мне сделали замечание на занятии, как реагировать?
У меня развязался пояс (упали штаны), что делать?
Что еще мне нужно знать о поведении в зале?
Как заканчивается тренировка?

Как войти в зал?
Вход в зал означает не просто пересечение порога. Это уже упражнение. Вы должны оставить за порогом зала все Ваши заботы связанные с работой, семьей, политикой и прочее и прочее. Все-таки каратэ — это развитие в первую очередь головы, а не рук и ног, — ну так освободите голову для новой информации, которую Вам сегодня предстоит услышать. Согласитесь, что очень трудно уловить в себе правильные ощущения, если голова занята мыслями о муже-алкоголике или двойкой по физике.

Кстати, зал это не некоторая физическая комната, а умозрительное пространство. Например, часто бывает, что во время экзамена часть физического зала объявляется додзё, а оставшаяся часть не несет таких функций.

Итак, Вы подошли к залу, оставили свои переживания и обычную суету, сняли обувь. Теперь зал нужно поприветствовать: ведь Вам вместе с ним нужно сегодня хорошо поработать. Окажите ему уважение. Для этого залу нужно поклониться. Поклон выполняется следующим образом: пятки вместе, носки врозь, руки вытянуты вдоль корпуса (по швам, если бы у кимоно на боку были швы ), ладони открыты. Наклонитесь умеренно вперед, не сгибая спины (мы же не пресмыкаемся, а выражаем свое уважение, не теряя собственного достоинства) и скажите «Ос» (это универсальное слово будет сопровождать Вас в течение всей Вашей карьеры каратиста, я как-нибудь напишу о нем особо). При поклоне не разглядывайте свои ноги, голову держите так, чтобы глазами контролировать пространство вокруг себя. Вежливость вежливостью, но про бдительность забывать нельзя! Все, теперь смело входите.

Как начинается тренировка?

До начала тренировки все входят в зал и ведут себя свободно (некоторые ограничения смотри в пункте «Что еще мне нужно знать о поведении в зале?»). По команде инструктора (часто она подается несколькими хлопками и командой «все построились!») все выстраиваются перед инструктором. Строятся по старшинству (см. пункт «Кто старше?»). Самый старший из присутствующих стоит в первой шеренге с самого левого краю, если считать от инструктора. Рядом с ним встает следующий по порядку и т.д. Когда первая шеренга заполняется, следующий занимающийся занимает самую левую позицию во второй шеренге, и так до самого конца. Таким образом, новичок оказывается стоящим в самой последней шеренге в самой правой позиции.

Такой порядок не случаен. Каждый занимающийся смотрит на окружающих и использует их в качестве наглядного пособия. Естественно, что чем лучше и точнее делает упражнение тот, на кого вы смотрите, тем полезнее для Вас. Поэтому старшие ученики, которые лучше овладели техникой и стоят так, чтобы все остальные могли на них равняться. Если Вы сбились в каком то упражнении, всегда есть на кого посмотреть и поправиться.

После построения дается команда «сэйдза!» и все садятся в медитацию. Медитация начинается по команде «мокусо» и заканчивается «мокусо ямэ». После этого инструктор и группа приветствуют друг друга поклоном. Поклон из положения сидя на коленях выполняется так: сначала левая ладонь кладется на пол перед собой примерно напротив левого колена, потом правая кладется на пол напротив правого колена, но ближе к себе, после чего Вы наклоняетесь и произносите вечное слово «ос» (оно произносится при любом поклоне — будь то сидя или стоя). При поклоне глазами контролируете пространство вокруг себя! Инструктор точно также кланяется Вам. После того как группа поприветствовала инструктора принято приветствовать черные пояса, которые присутствуют на занятии (они будут помогать инструктору при проведении занятия, так выкажите им уважение). После этого дается команда «татэ!» — встать, и все встают. Сначала встает инструктор, потом все занимающиеся по старшинству. Не спешите, дождитесь своей очереди. Тренировка началась!

Что делать, если я опоздал(а)?
Конечно, лучше всего не опаздывать :), но если уж Вы опоздали, то последовательность действий такова:
Если Вы видите, что группа сидит в медитации, подождите ее окончания, не шумите и не мешайте!
Поздоровайтесь с залом.
Подбегите к самому старшему из занимающихся в зале, дождитесь, когда он обратит на Вас внимание, и поклонитесь ему (он Вам ответит)
Подбегите к инструктору, который ведет занятие (обычно самый старший из присутствующих и ведет занятие, тогда Вам нужно подбежать только к одному человеку), дождитесь, когда он обратит на Вас внимание, и поклонитесь ему (он Вам ответит). Кроме обычного «Ос» при поклоне ничего говорить не нужно (то есть «Добрый вечер, Вы извините, я совсем заработался и не успел, можно я…» абсолютно неприемлемо).
Встаньте позади строя и самостоятельно разомнитесь. Разминка обязательна!
Когда размялись, займите последнее место в строю и занимайтесь вместе с группой.

Кто старше?
Помните, в фильме «Кин-дза-дза» была знаменитая фраза «В обществе без цветовой дифференциации штанов я жить отказываюсь!»? Штаны в зале у всех одного цвета, но некоторая дифференциация, в том числе и цветовая, есть. Обучение до черного пояса делится на 10 кю. Десятый кю самый младший (новичок, который только что пришел на занятие получает 10 кю), первый кю самый старший. Разным кю соответствуют разные цвета пояса. В каждой школе цвета несколько различаются, но общий принцип таков: чем темнее цвет, тем старше уровень. Одно из объяснений таково, что чем дольше занимается человек, тем больше пота впитал его пояс и тем темнее он стал. В нашей школе таблица соответствия выглядит так:Кю Цвет пояса
10 Белый
9-8 Желтый
7-5 Синий
4-1 Коричневый

После первого кю идет первый дан черного пояса. Данов тоже десять, и они идут в обратном порядке — первый дан самый младший, а десятый самый старший. Соответственно любой черный пояс старше любого цветного. В рамках цветных поясов чем меньше номер кю, тем старше, а для черных поясов чем больше номер дана, тем старше. Если два человека имеют одинаковый уровень, то старше тот, кто его получил раньше.

Во время тренировки обычная социальная иерархия общества отступает на второй план. При общении старшего и младшего, младший первым начинает поклон, но дело чести старшего на поклон ответить! Если я по возрасту старше Вас, но мой уровень в иерархии ниже, то я должен буду первым приветствовать Вас; если будут какие-то парные упражнения и мы должны стоять в одной паре, то я должен буду к Вам подбежать, а не наоборот; если вдруг число занимающихся нечетно, то без пары может остаться младший пояс, но не старший.

Я не понимаю, как правильно… Что мне делать?
Подойти и спросить! Допустимо это сделать и во время занятия (инструктор дал команду, а Вы не знаете, как это делается), для этого нужно сказать «Ос» и задать вопрос. Расширенное объяснение можно получить в перерыве или после занятия. О том, как подойти и спросить, смотри ниже.

Как подойти и спросить о чем-то старшего? Вопросы по делу всегда приветствуются, и я не знаю примера, когда старший бы отказался разрешить какое-то затруднение младшего или показать какое-то упражнение. Естественно, что младший должен выбрать для этого разумный момент. Вряд ли будет уместно прерывать спарринг, для того, чтобы задать свой вопрос. Итак, для того, чтобы спросить, нужно:
Выбрать момент, когда у старшего есть возможность Вам ответить.
Подойти к нему и поклониться. Вам обязательно ответят.
Задать вопрос, попросить о помощи, иными словами, поговорить о том, что для Вас важно.
После конца разговора поклониться (Ваш собеседник Вам ответит). Поклон нужен, чтобы Ваш собеседник имел возможность понять, что он ответил на все Ваши вопросы и может заняться своими делами.

Если меня подозвал инструктор, как себя вести?
Принцип такой же. Подбежать к инструктору, поклониться, поговорить, поклониться на прощание.

Мне сделали замечание на занятии, как реагировать?
Для мнительных товарищей с заниженной самооценкой объясняю, что сам факт замечания со стороны инструктора — это хороший знак. Это значит, что, на взгляд инструктора, Вы уже обладаете достаточными знаниями и навыками для того, чтобы выполнять данное упражнение еще лучше. Инструктору важно быстро понять, был ли он услышан и понят или замечание нужно повторить. Ответьте ему «Ос», что будет означать подтверждение «Спасибо, понял, сейчас постараюсь!» Не пытайтесь спорить с инструктором («Да я же сделал правильно! Вы ведь и сами говорили!»). Поверьте, со стороны виднее, как и что Вы сделали. Инструктор не вчера родился и его цель на занятии помочь Вам быстрее и легче проделать тот путь, который он уже прошел. Не мешайте ему! В конце концов, даже если Вы уверены, что Вы правы, а инструктор не прав, поберегите время, которое уйдет на бессмысленное пререкание.

У меня развязался пояс (упали штаны), что делать?
Для того, чтобы поправить форму нужно повернуться спиной к инструктору. В соответствии со строгими правилами нужно дождаться команды инструктора «поправить форму» (инструктор — не зверь, он увидит, что произошло и даст такую команду), и во время экзамена такой порядок должен быть соблюден неукоснительно. Но на обычном занятии, как правило, "сквозь пальцы" смотрят, если занимающийся сам без команды повернулся поправить одежду.

Что еще мне нужно знать о поведении в зале?
Осталось еще несколько простых и очевидных правил:
Все команды выполняются бегом: времени на занятии всегда не хватает, так что нечего его тратить на перемещения по залу.
В зале нельзя прислоняться к стенам и сидеть на стульях и скамьях (на занятиях младших поясов на полу сидеть можно).
Ни в коем случае нельзя делать упражнения, которые Вам не показывал инструктор. Вполне понятное желание быть похожим на старшие пояса и делать то, что делают они, может закончиться травмой, так как Вы можете не заметить маленьких нюансов, которые важны для техники безопасности. В результате — растяжения, ушибы и прочие малоприятные вещи.
В перерыве по возможности не занимайте ту часть зала, где находится инструктор. Она зарезервирована для него. Он использует её для индивидуальных объяснений и т.д.

Как заканчивается тренировка?
Примерно так же, как и начинается. Все садятся в медитацию, после чего инструктор и группа кланяются друг другу, потом отдельно кланяются группа и черные пояса, по команде инструктора все встают (помните, что встают по старшинству), при выходе из зала не забудьте поклониться и попрощаться с залом. Тренировка окончена! За пределами зала требования данного этикета силы не имеют, мы опять вернулись в свои социальные роли.
Источник интернет

0

2

Хорошая информация! Но не все ученики её соблюдают! Менталитет наш отличается от восточного. Всегда правила нужно начинать соблюдать с себя. Личный пример имеет большебольшее влияние, чем словесные требования.:)

0

3

да, очень интересно. ну так надо добиваться, чтоб соблюдали эти правила :)

0